- Стаббс
- , Джордж (Stubbs, George) 1724, Ливерпуль — 1806, Лондон. Английский живописец и офортист. Один из самых знаменитых мастеров т. н. "спортивной живописи" (sporting piece). Родился в семье зажиточного кожевенника. В 16 лет познакомился с гравером Х. Уинстенли и сотрудничал некоторое время с ним. Стаббс был практически самоучкой. Работал как портретист в Лидсе и Йорке (1745—1752), где изучал анатомию человека и лошади. Обосновался в Лондоне в 1759/1760 после путешествия в Италию и Марокко. Тогда же начал выставляться в Обществе художников. В 1781 стал членом Королевской академии художеств, однако впоследствии был изгнан оттуда за неподчинение ее правилам. В 1766 опубликовал Анатомию лошади, плод почти десятилетнего научного труда, для которого сам гравировал таблицы, занимающие исключительное место в истории английского офорта. Издание обрело мировую известность и имело высокую репутацию как у художников, так и ветеринаров. Научные интересы предопределили творческую судьбу мастера как преуспевающего художника-анималиста, писавшего чаще всего породистых скакунов из конюшен английской аристократии. Лошадь у Стаббса — совершенное воплощение природы. Рядом с естественным аристократизмом животных фигурки людей, наездников, грумов, конюхов и самих владельцев кажутся несколько кукольными, хотя все они точны в своей портретности. Создавая картины, художник сначала располагал на холсте животных, а затем заполнял оставшееся пространство стаффажем. Задний план обычно занимает пейзаж, чаще всего с низкой линией горизонта, что давало возможность писать изысканные силуэты на фоне светло-голубого неба. Именно выразительная линия контура, внутренняя ритмическая согласованность персонажей объединяют в композиционное целое его обычно не связанных единым действием героев. Картины Стаббса прописаны с большой тщательностью, создавая порой впечатление эмалевости живописной фактуры. Художник пытался экспериментировать и в собственно технике эмали, сначала на меди, а затем на керамике. В последнем ему содействовал Дж. Веджвуд. Жанр "спортивной живописи", близкий жанру сельской сцены, Стаббс сумел сочетать и с распространенным в Англии видом группового, обычно семейного, портрета, называемым "разговорной картиной", или "собеседованием" (conversation piece). В его композициях семья обычно располагалась вокруг экипажа, запряженного парой лошадей. В 1760-е художник обратился к образам дикой природы. Вдохновленный сюжетом виденной им в Риме античной статуи, он пишет несколько произведений на тему единоборства коня и льва. Изменив своей подчеркнутой бесстрастности, мастер стремится передать силу, неистовство природы, что предвещает творчество европейских художников-романтиков, в особенности Жерико, который знал и высоко ценил искусство английского живописца. Основные произведения: Герцог и герцогиня Ричмонд, наблюдающие за упражнениями лошадей (1760—1761, частное собрание), Лошади на природе (1762—1768, Лондон, галерея Тейт), Джимрек с грумом, жокеем и конюшим на Ньюмаркет-Хит (ок. 1765, Лондон, Жокей-клуб), Лора с конюхом и жокеем (1771, собрание лорда Монсона), Белый конь, испуганный львом (1770, Ливерпуль, Художественная галерея Уокера).Лит.: Taylor B. Stubbs. London, 1975.Т. Воронина
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 2006.